КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО)
- сложившееся в практике деятельности органов государственной власти правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. К.-п.о. складываются в парламентской, избирательной практике, в деятельности органов местного самоуправления. Некоторые из таких обычаев, имеющие особую значимость, получают законодательное закрепление. Так, при проведении в 1993 г. выборов депутатов Государственной Думы первого созыва стало обычным наряду с предусмотренными Положением о выборах депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями формирование территориальных (городских, районных) избирательных комиссий. В последующем такая практика получила закрепление в федеральных избирательных законах: "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (1994), "О выборах депутатов Государственной Думы" Федерального Собрания Российской Федерации (1999), "О выборах Президента Российской Федерации" (1995).

К.-п.о. - это нормы (хотя и своеобразные - относятся к числу неписаных, имеют специфическую структуру), которые по каким-либо причинам не входят в систему законодательства, однако с течением времени могут быть законодательно оформлены. В частности, долгое время законодательно закрепленная свобода манифестаций не содержала юридически оформленного права на пикетирование (хотя оно является составной частью свободы манифестаций). Право на пикетирование все это время оставалось обычной нормой. Конституция РФ 1993 г. подтвердила отнесение этого права к числу основных (ст. 31).

В то же время не все К.-п.о. требуют специального законодательного признания, соответственно оставаясь и де-юре, и де-факто юридическим средством конституционного регулирования. В этом за К.-п.о. сохраняется большая гибкость, что не свойственно "писаным" нормам права. Так, стало обыкновением при назначении Председателя Правительства и формировании его состава определять количественный состав заместителей Председателя. Законодательное закрепление этого обычая привело бы к необходимости каждый раз вносить изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".

(В.Ч.)


Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»